![]() |
Класс навыков жизни |
![]() |
Класс креатива |
![]() |
Инженерный класс |
Пояснительная записка к проекту «I-классы»
“Послушайте — и Вы забудете,
посмотрите — и Вы запомните,
сделайте — и Вы поймете”
Конфуций
Актуальность.
В современном российском образовании усиливается роль обучающегося как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможности в проектировании собственных образовательных траекторий и свобода выбора учебных действий. Общественные ожидания требуют наиболее полного раскрытия личностных особенностей каждого ребенка, испытания его сил в деятельности, связанной с предполагаемой профессией, ищут широкий спектр возможностей для реализации потребностей в общении и повышения коммуникативной компетентности обучающихся. Эти требования выполнимы при условии широкой индивидуализации процесса образования. Федеральный государственный стандарт основного общего образования одним из условий реализации образовательной программы определил индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников.
Индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок. При индивидуализации позиция ученика становится активной, т.е. ученик выступает в качестве субъекта обучения. Задача индивидуализации – это, прежде всего, научить обучающегося самостоятельно управлять своей образовательной траекторий. И тогда педагог выступает уже как помощник, наставник, репетитор. При таком подходе педагог помогает ученику выявлять и нарабатывать свои собственные техники, приемы работы, необходимые в построении своей индивидуальной образовательной программы.
Принцип индивидуализации можно реализовать в разных масштабах: в рамках урока, занятия через индивидуальный учебный план; в рамках образовательного учреждения через индивидуальную учебную программу; в рамках образовательной среды через индивидуальную образовательную программу. В МБОУ СШ №45 было принято решение реализовывать индивидуализацию образования учащихся через введение «i-классов».
Проблема.
В наши дни индивидуализация в обучении – это не просто благое пожелание, красивый лозунг, это необходимое условие построения новой, действительно современной и эффективной системы образования. В то же время современное образование немыслимо без довольно обширного круга знаний, умений и навыков, которые нужно передать подрастающему поколению, вместить в отнюдь не безграничные рамки учебной программы. Более того, ФГОС требует от учителя обеспечить усвоение установленных знаний, умений и навыков всеми детьми, независимо от их индивидуальных особенностей и вкусов. Налицо весьма острое противоречие между жесткими требованиями учебной программы и благими пожеланиями индивидуализации в обучении, между личными интересами и потребностями ребенка и профессиональными интересами учителя. Как же быть учителю? Как разрешить это противоречие? В нашей школе индивидуальный подход к учащимся осуществляется на основе профессиональной активности УЧИТЕЛЯ. Нами было проведено анкетирование педагогов и учащихся. Среди педагогов были выявлены те, кто готов работать с учащимися не только в рамках урока, те, кто владеет знаниями не только предметными, но и другими и готов делиться такими знаниями в учащимися. Педагоги выбрали следующие направления: туризм, экономика, дизайн, безопасность жизни, современные лайфхаки, инженерия, моделирование, хэнд мейд, скрапбукинг, проектирование. Исходя из направлений, педагоги объединились в группы и сформировали три общих направления – инженерия, креатив и навыки жизни (все вышеперечисленные интересы были распределены по трем направлениям). После тестирования учащихся также были выделены направления, в рамках которых должна строиться индивидуальная работа с учащимися – многие направления работы совпали и учащимся были предложены программы обучения на выбор.
Форма «i-классов» предполагает свободное обучение по субботам. Учащиеся и родители заранее знакомятся с темой занятия в выбранном направлении и приходят на занятия по субботам.
Программы:
Ожидаемые результаты:
Ранняя профориентация учащихся.
Организация занятости обучающихся в период каникул и в свободное время.
Реализация дополнительных программ образования в рамках внеурочной деятельности.
Участники проекта:
учащиеся с 1 по 11 класс, педагоги, родители (законные представители).
Время и место проведения:
Занятия проводятся каждую субботу (в праздничные дни и каникулярное время), начало занятий в 9.00.
Этапы реализации проекта:
- Организационный этап. Презентация субботней школы для родительской общественности и учащихся, набор в группы (Сентябрь 2019 г.)
- Практический этап. Проведение занятий, корректировка программы в зависимости от потребностей учащихся, составление программы для дальнейшей реализации (2019-2020 учебный год).
- Аналитико-коррекционный этап – июнь 2020 года – составление программы на следующий учебный год.