Инклюзивное образование

Инклюзия – это создание образовательного маршрута, который позволяет каждому ребёнку включиться  в общеобразовательный процесс.

Что из себя представляет модель инклюзивного образования в нашей школе. Это, прежде всего, организация ресурсного класса.

С какой целью этот класс создан?

Ресурсный класс прежде всего создан для детей, имеющих проблемы в поведении и общении, для детей имеющих сенсорные нарушения, детей у которых не сформированы различные навыки

Исходя из особенностей детей в ресурсном классе все продумано до мелочей. Пространство класса поделено на несколько зон, это:

Место для проведения так называемого «круга», когда дети собираются вместе и приветствуют друг друга или прощаются в конце дня.

Зона для индивидуальных занятий.

Зона для групповых занятий.

Зона для отдыха и сенсорной разгрузки.

Рабочая зона учителя (шкаф для хранения учебного материала, компьютер, место для хранения материалов на детей).

В ресурсном классе работает учитель. Он разрабатывает индивидуальные образовательные программы, он также использует методы формирования социальных навыков и поведения, координирует работу тьюторов (помощников), на каждого ученика приходится 1 тьютор.

Максимальная наполняемость ресурсного класса – 8 человек. Ученики ресурсного класса обычно уже зачислены в обычные (регулярные) классы школы, но начинают обучение в ресурсном классе.

С чего начинается обучение?

Начинается оно с диагностики ребенка. Диагностика проводится ежедневно в течение двух недель, по результатам составляется индивидуальная программа развития ребенка.

В процессе инклюзии учитываются интересы всех сторон, поэтому пока ребёнок не готов, предварительно с ним отрабатываются  навыки поведения в школе, восполняются дефициты в знаниях, после чего ребенок постепенно, шаг за шагом, начинает включаться в обычный класс. Сколько времени на это понадобится, сказать сложно, кто-то из детей вводится в обычный класс быстро, кому-то может понадобиться время – месяц или больше.

Критерии готовности к включению ребенка в регулярный класс

  1. Ученик не демонстрирует поведение, которое может помешать образовательному процессу, минимум 15 мин.
  2. Ученик может адекватным способом привлечь к себе внимание педагога (выразить просьбу, попросить помощь, сообщить о своем желании устно или используя альтернативную систему коммуникации).
  3. Ученик умеет адекватно выражать согласие и отказ.
  4. Ученик не демонстрирует поведение, которое может причинить вред другим людям или ему самому.
  5. Чтобы эффективно обучать ребенка его необходимо замотивировать (побудить к деятельности). Ребенка с РАС бывает сложно замотивировать на выполнение не любимых занятий, используя обычные социальные поощрения, поэтому нам важно понимать, что любит ребенок (выявить его предпочтения) и использовать их в качестве  поощрений за которые ребенок готов сотрудничать с нами. Наблюдение за ребенком является универсальным способом, помогающим выявить эти предпочтения.

Что, как правило, включается в оценку предпочтений: Съедобные продукты, такие как еда и напитки (любимые лакомства)
Предметы, например, различные игрушки и материалы (лизун — это такая субстанция, которая не сохраняет свой объем и в зависимости от приданных свойств обладает большой или малой текучестью) Виды деятельности, предполагающие движение (кружение, прыжки…) Игры Электронные средства, такие как телевизор, компьютер, планшет Различные формы социального взаимодействия

Музыка Любимые ребенком темы или персонажи Когда ребенок выбирает один и тот же предмет или лакомство мы можем предположить, что это именно эта вещь или еда нравится ребенку и в будущем могут функционировать как поощрение или усилитель, повысить мотивацию ребенка во время занятий.

Также хочу остановиться на таком важном моменте как обратная связь между учителем ресурсного класса и родителями. Родители,
приводя и забирая ребенка из школы, по ряду причин, не всегда могут в беседе обсудить вопросы касающиеся жизнедеятельности ребенка, поэтому в прошлом учебном году специалисты ресурсного класса использовали такую форму общения как коммуникативный дневник. Что он из себя представляет и для чего он нужен?

Это может быть обычная тетрадь, в которой ежедневно или по необходимости родители и учитель ресурсного класса записывают необходимые важные моменты для обоих сторон, касающихся ребенка.

Как вести запись? Ставится дата и родители отмечают все те моменты, о которых родитель хочет предупредить педагога.   Например: начали принимать такие то лекарства, либо массаж или процедуры на фоне которых может  возникнуть беспричинный смех. Или отмечают, что ребенок плохо спал, рано проснулся, поэтому могут быть проблемы на занятиях. Или что ребенку перед обедом необходимо обязательно дать ферменты и указать где они лежат в портфеле. Либо у ребенка появилось новое проблемное поведение. То есть родитель информирует педагога. Утром дневник кладется в портфель. В школе, после встречи ребенка и вхождения его в класс, тьютор достает коммуникативный дневник, читает записи родителей и информирует о них учителя ресурсного класса. В конце учебного дня учитель ресурсного класса, так же ставит дату и отмечает в дневнике успехи ученика, делает заметки на что надо обратить внимание и т.д.

СБО_1-9_класс_легкая_отсталость

Положение об интегрированном обучении детей с ОВЗ в МБОУ СШ №45

Положение о школьном ПМПк

План_создания__условий_для_реализации_ФГОС_ОВЗ

Перечень_оборудования (необходимый)

АООП НОО обучающихся с ЗПР

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Мониторинг оценки условий реализации ФГОС ОВЗ

План создания условий для реализации ФГОС ОВЗ

 

 

 

 

 

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *